Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:

27.11.2014

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области В.Н. Олемского о результатах экспертизы проекта закона об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг.

 

Заседание Воронежской областной Думы

27.11.2014 года

Уважаемый Владимир Иванович!

Уважаемые депутаты!

В соответствии с действующим законодательством Контрольно-счетной палатой проведена экспертиза и составлено Заключение на проект закона «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Важно, что проблемы формирования бюджета, обозначенные в Заключении, не остались незамеченными – активно обсуждались на комитетах Воронежской областной Думы и анализировались исполнительными органами власти. Уверен, что это положительно отразится на качестве бюджетного процесса в регионе.

В целом, Законопроект соответствует действующему законодательству, основные нормы Бюджетного кодекса соблюдены. В бюджете удалось учесть и, в какой-то мере, смягчить возможные проявления кризисных явлений в экономике, сохранив при этом социальную направленность его расходной части. Законопроект обеспечивает безусловное исполнение всех обязательств государства по социальной поддержке населения и повышению оплаты труда. 

Вместе с тем, Контрольно-счетной палатой предложено несколько направлений совершенствования бюджетного процесса при формировании и последующем исполнении бюджета.

Бюджет будет исполняться в сложных социально-экономических условиях, что требует крайне внимательного подхода к формированию его доходов. При этом, расчет поступлений по налогу на имущество произведен исходя из уровня собираемости 95,3%, тогда как по отчетам Федеральной налоговой службы за предыдущие пять лет он составлял от 96 до 100%. В случае увеличения данного показателя хотя бы на два процентных пункта, поступления в бюджет возрастут примерно на 140 млн. рублей.

Думаю, что сегодня как никогда актуальной является проблема активизации  и координации деятельности органов власти всех уровней по увеличению собираемости платежей в бюджет и полному учету объектов налогообложения.

В этой связи также хочу отметить важность работы по легализации «теневой» заработной платы, объем которой на сегодняшний день имеет тенденцию к росту.

Еще одним из замечаний к формированию доходной части бюджета является отсутствие в Законопроекте обоснования значительного увеличения доходов от продажи государственного имущества. На 2015 год они предусмотрены в сумме более 2 млрд. рублей. Это при том, что в прогнозном плане приватизации на 11 – 15 годы, поступления от реализации имущества за 5 лет прогнозируются в сумме 520 млн. рублей, то есть более чем в 4 раза ниже предусмотренного на 2015 год. В данном случае необходимо реально оценить возможности получения доходов от продажи  активов и устранить противоречия в законодательных актах области.

Недостаточно обоснован и нулевой объем одного из источников финансирования дефицита - изменения остатков бюджетных средств. За ряд предыдущих лет, фактические остатки превышали «заключительные обороты» и предусматривались в бюджете для покрытия дефицита. Думаю, что и в 2015 году возможно повторение такой ситуации. 

В соответствии с Бюджетным кодексом проект областного бюджета сформирован в программной структуре расходов на основе 22 государственных программ. Изменение объемов финансирования предполагается практически по всем программам. Кроме того, по ряду документов планируется корректировка состава подпрограмм.

Контрольно-счетная палата обращает внимание, что изменения объемов финансирования и структуры программ должны повлечь за собой корректировку их целевых индикаторов и ожидаемых результатов. В противном случае  будет утрачена связь между стратегическим и бюджетным планированием, что не позволит в полной мере использовать преимущества программно-целевого метода формирования бюджета.

На качество программного бюджета также влияет отсутствие на уровне региона четкой взаимосвязи между процессом формирования бюджета и оценкой эффективности реализации государственных программ.

В соответствии с 786 постановлением правительства Воронежской области,  оценка эффективности реализации программ производится по итогам года. Вместе с тем, процесс формирования бюджета начинается, как правило, во втором полугодии. За 6 месяцев эффективность реализации программы может кардинально измениться, что может быть не полностью учтено при составлении бюджета на следующий год.

Контрольно-счетная палата считает, что оценка эффективности реализации госпрограмм должна производиться, прежде всего, в рамках подготовки проекта бюджета. Именно на этом этапе необходимо четко определить приоритеты, еще раз оценить содержание государственных программ, при необходимости их доработать и предусмотреть объемы финансирования в соответствии с реальными возможностями бюджета.

В связи с этим, мы предлагаем правительству рассмотреть возможность внесения изменений в нормативно-правовые акты области и предусмотреть проведение оценки эффективности реализации госпрограмм не только по итогам года, но и за 1 полугодие.

Хочу остановиться на взаимоотношении областного и местных бюджетов. В 2015 году муниципальным образованиям  планируется предоставлять бюджетные кредиты. По предложению Контрольно-счетной палаты срок кредитов для строительства муниципальных объектов увеличен с одного до трех лет. Другое наше предложение - снижение платы по кредитам на временные кассовые разрывы, пока не учтено. Думаю, что необходимость данной меры может быть рассмотрена в течение следующего года в зависимости от степени напряженности исполнения местных бюджетов. Сокращение средств, направляемых на обслуживание долговых обязательств, позволит муниципальным образованиям укрепить свои бюджеты.

Также Контрольно-счетная палата подчеркивает, что для повышения прозрачности и открытости бюджетного процесса, решение о предоставлении и реструктуризации кредитов должно приниматься не одним органом исполнительной власти, а коллегиально - комиссией, состоящей из представителей нескольких департаментов, а также, возможно, депутатов и представителей комиссий Воронежской областной Думы.

Следует отметить и существующие резервы по повышению эффективности исполнения утвержденного бюджета. Правительством области ежегодно утверждается график подготовки документов необходимых для составления проекта бюджета. Однако ни одним из нормативных правовых актов не предусматриваются сроки разработки документов для реализации закона, в том числе подготовки порядков и правил распределения средств. При этом от своевременности утверждения этих документов зависит качество и полнота освоения бюджетных ассигнований. Считаем, что в 2015 году исполнительным органам власти необходимо более внимательно подходить к разработке соответствующих порядков, приступать к данной работе как можно раньше и осуществлять ее в предельно короткие сроки.

В конце своего доклада, хотел бы отметить, что решение большинства обозначенных в нашем Заключении проблем вопрос не одного дня. Здесь необходим детальный анализ и взвешенный подход. Надеюсь, что дальнейшая работа над повышением качества бюджетного планирования будет продолжаться с учетом наших замечаний и предложений.

Что касается Законопроекта, то в целом он соответствует бюджетному законодательству и рекомендуется к принятию.

Возврат к списку

Введите логин и пароль: