Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:

12.03.2018

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Олемского В.Н. на совещании временно исполняющего обязанности губернатора Воронежской области с главами администраций муниципальных районов и городских округов по вопросу о соблюдении бюджетного законодательства муниципальными образованиями области - получателями межбюджетных трансфертов областного бюджета

Уважаемый Александр Викторович!

Уважаемые участники совещания!

Информация, которая будет озвучена в докладе, подготовлена в целях предупреждения и исключения типовых нарушений бюджетного законодательства, совершенствования бюджетного процесса и повышения эффективности муниципального управления.

В 2017 году Контрольно-счетная палата провела проверки в 23 муниципальных районах и городских округах, а также в 24 поселениях региона.

В целом контрольные мероприятия показывают, что в регионе есть потенциал для социального и инфраструктурного развития сельских территорий в соответствии с задачами, поставленными в послании Президента Федеральному Собранию. В муниципалитетах улучшается экономическое положение и укрепляется финансовая дисциплина. Вместе с тем возможности по улучшению ситуации в финансово-бюджетной сфере, по нашему мнению, еще существуют.

По-прежнему значительное количество проблем сохраняется в сфере строительства и управления муниципальной собственностью.

Прежде всего, выявляются факты оплаты невыполненных и завышенных объемов работ. Например, при строительстве физкультурно-оздоровительных комплексов в Терновском и Таловском районах такая оплата произведена в сумме 1,6 и 1,1 млн. рублей, соответственно. В ходе проверки установлено, что по согласованию с заказчиками частично были выполнены другие работы. При этом в нарушение Градостроительного кодекса акты приемки оформлялись по проектным сметам без учета фактически выполненных работ. Как показывает практика, в результате таких нарушений неправильно формируется и зачастую завышается стоимость объектов, выясняется, что часть средств перечисляется подрядчикам необоснованно. В приведенных мною случаях так и произошло, подрядным организациям неправомерно выплачено 752 тыс. рублей, которые после проверки были возвращены в бюджет.

К потерям бюджетных средств также ведет использование подрядными организациями более дешевых материалов. Например, при строительстве спортивных площадок в Каменском, Ольховатском, Подгоренском и Эртильском районах вместо фактурной цветной плитки была уложена гладкая серая. Толщина стеклопластика, используемого при монтаже хоккейного борта, оказалась меньше предусмотренного сметами. После проверки разница в стоимости возвращена в бюджет.

Что касается некачественно выполненных работ, то это было выявлено при проверке реконструкции водопроводных сетей в селе Хохол. Проведенные исследования показали, что вода в реконструированных сетях не соответствует санитарным нормам. Несмотря на это, администрацией Хохольского сельского поселения и ГУП «Облкоммунсервис», осуществляющим строительный контроль, подписаны акты приемки, подрядчику оплачено 14,6 млн. рублей.

Хочу обратить ваше внимание, что проблемы выявляются практически при каждой проверке строительства и реконструкции муниципальных объектов. На слайде приведен перечень районов и городских округов, где такие нарушения выявлены в 2017 году.

Также сохраняются нарушения и недостатки в сфере управления муниципальным имуществом.

Прежде всего, отмечу наличие проблем в организации учета собственности. Например, в Репьевском районе не проводилась инвентаризация имущества, в Новохоперском – транспортные средства принимались на учет без составления первичных документов. Ранее проблемы в ведении реестров выявлялись в Панинском районе и Борисоглебском городском округе.

Установлены нарушения законодательства при сдаче имущества в аренду. Без проведения торгов заключались договоры в Гремяченском поселении Хохольского района. В Грибановском городском поселении организация пользовалась земельным участком вообще без оформления договорных отношений (рынок).

К недополучению дополнительных доходов местных бюджетов приводит отсутствие пересмотра размера арендных платежей на протяжении нескольких лет. Например, в Хохольском районе условия заключенного долгосрочного договора не позволяют пересматривать размер арендной платы в связи с изменением земельного законодательства. Была упущена возможность перехода с 2008 года  на расчет арендных платежей исходя из кадастровой оценки земли и ежегодно дополнительно получать до полутора миллионов рублей. Более того, арендная ставка по данному договору (58 тысяч рублей в год) не индексировалась даже на предусмотренный договором индекс инфляции.

До 2016 года правом переоценки по некоторым договорам не пользовались органы местного самоуправления Верхнехавского района. Пересмотр размера платежей по представлению Контрольно-счетной палаты теперь позволяет дополнительно ежегодно получать около 1 млн. рублей.

В этой связи хотелось бы привести и положительный опыт работы в данном направлении – это опыт Лискинского и Богучарского районов, где объекты переоцениваются ежегодно.

Отдельная тема – недостаточный контроль органов местного самоуправления за работой муниципальных унитарных предприятий. Зачастую администрациями не утверждаются показатели экономической эффективности и планы финансово-хозяйственной деятельности МУПов. Отсутствие должного контроля приводит к нарушениям и неудовлетворительным результатам деятельности предприятий. Так, за МУПами в сфере ЖКХ Грибановского городского поселения и Богучарского района числится значительный объем дебиторской и кредиторской задолженности. У Грибановского МУП «Коммунальщик» имелась просроченная задолженность по заработной плате. МУПом «Тепловые сети» того же поселения привлекались займы у физических лиц по ставкам, превышающим банковские в 7 раз.

Объектами проверок Контрольно-счетной палаты являются также учреждения здравоохранения. Органы местного самоуправления должны оказывать влияние на повышение качества их деятельности и, прежде всего, совместно с департаментом здравоохранения привлекать в районы высококвалифицированных специалистов. Пока состояние дел в данной сфере далеко от идеала. Укомплектованность штатов по врачам в больницах Верхнехавского и Таловского районов составляет всего 78 %, еще ниже данный показатель в Богучарском районе – 44 %. Также при проверках больниц выявляется наличие невостребованных помещений. Думаю, что вопрос эффективного использования имущества должен решаться областными департаментами совместно с органами местного самоуправления. Для выполнения задачи, поставленной в послании Президента Федеральному собранию, – повышение доступности современной, качественной медицинской помощи – необходима эффективная совместная работа региона и муниципалитетов.

Следует отметить, что в настоящее время все больше проблем выявляется на уровне поселений. Это говорит о том, что органы местного самоуправления районов недостаточно курируют их деятельность, не оказывают им в необходимом объеме методическую и консультационную помощь.

Считаю, что значительное количество обозначенных сегодня нарушений можно было бы предотвратить при создании в муниципальных образованиях отлаженной системы внешнего финансового контроля. Вместе с тем в некоторых районах этому не уделяется должного внимания. Например, в 2 муниципальных образованиях (Лискинском и Панинском районах) на протяжении длительного  времени отсутствуют председатели контрольно-счетных органов.

Но и в тех контрольных органах, где руководители назначены, работа не всегда ведется эффективно. За весь 2017 год ни одного нарушения не выявлено органами внешнего контроля Богучарского, Хохольского и Рамонского районов, а также города Нововоронежа. При этом мероприятия, проводимые нами в этих районах, свидетельствуют о наличии проблем в данных муниципальных образованиях.

А в других муниципалитетах установлено нарушений на сумму более 1 млрд. рублей, из них возмещено в местные бюджеты – 441 млн. рублей.

Отмечу, что большинство нарушений, озвученных сегодня, уже обсуждались на аналогичном мероприятии в начале 2016 года. Для их устранения были даны соответствующие поручения. Однако сохранение проблем свидетельствует о недостаточности принимаемых мер. В связи с этим хочу подчеркнуть, что работать над их решением необходимо непрерывно. Только постоянная и системная работа органов государственной власти и местного самоуправления позволит реально улучшить положение дел в сфере муниципального управления. Информировать о проведенной работе предлагаем по итогам года. В связи с этим подготовлен и согласован проект поручений. Просим поддержать.

Доклад окончен.

Благодарю за внимание.


Возврат к списку

Введите логин и пароль: